четверг, 6 апреля 2017 г.

Лекция 9 Средства обучения ИЯ

Лекция 9

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ


Содержание: понятие «средства обучения ИЯ», различные подходы к классификации средств обучения ИЯ; основные и вспомогательные средства обучения; технические средства обучения, аудиовизуальные средства обучения; материально-техническое обеспечение учебного процесса по ИЯ; кабинет иностранного языка; учебно-методический комплекс по иностранному языку, его компоненты, требования к современному учебнику по ИЯ.
Основные понятия:
1.Основные средства обучения ИЯ.
2.Вспомогательные средства обучения ИЯ.
3. Технические средства обучения ИЯ.
4. Учебно-методический комплекс по ИЯ.
5. Материально-техническое обеспечение учебного процесса по ИЯ. 
Посмотрите открытый урок английского языка (https://www.youtube.com/watch?v=GiqT__fxq3M ) и постарайтесь привести примеры, иллюстрирующие основные понятия лекции. Подготовьтесь к  вступительной дискуссии.
Давайте обсудим:
1. Что вы вкладываете в понятие «Современные средства обучения иностранному языку»? Вспомните, какие средства обучения современные или традиционные чаще всего использовал ваш учитель иностранного языка.
2. Как вы думаете, без каких материалов невозможно успешное обучение/овладение ИЯ? Какие из них вы, как правило, используете в своей практике изучения языка, о каких вы имеете представление, но никогда не использовали, почему?
3. Как вы представляете себе кабинет иностранного языка, в котором вы хотели бы работать в качестве учителя?

Средства обучения иностранному языку и их классификации
      Средства обучения относятся к базисным категориям методики обучения иностранным языкам и означают комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. Они облегчают процесс овладения языком и делают его боле эффективным (А.Н.Щукин). Как материальные объекты средства обучения подразделяются на: технические и традиционные, простые и сложные; объекты окружающей среды, взятые в натуральном и препарированном виде; действующие модели; макеты и муляжи; приборы и приспособления для учебных экспериментов; графические средства; технические средства обучения; учебники, учебные пособия; устройства для контроля и др.
М.В. Ляховицкий под средствами обучения иностранным языкам понимает все материалы, все орудия учебного процесса, благодаря которым поставленные цели обучения и решение конкретных задач более успешно достигаются за рациональное время при минимальной затрате времени. Все вспомогательные средства он предлагает разделить на две группы, исходя из их  общих дидактических возможностей:
·        традиционные (нетехнические);
·        современные (технические).
По функциям, реализуемым в учебном процессе, средства обучения подразделяются (Р. К. Миньяр-Белоручев) на:
1)  Средства-субституты, способные замещать преподавателя в выполнении отдельных функций:
·     информативную функцию способны выполнять правила и правила-инструкции, напечатанные в учебнике, приведенные в таблице, в учебном фильме и т.д.;
·     оценочную функцию выполняют сигналы программ обучающих машин, ключи к упражнениям и т.д.;
·     организаторскую функцию выполняют задания и команды, стимулирующие учебные действия учащихся.
2)  Учебные материалы, служащие объектом действий учащихся – тексты, картинки, предметы, логико-синтаксические схемы и др.
3)  Вспомогательные средства, помогающие осуществлять свои функции (классная доска, мел, указка, магнитофон, проектор, фланелеграф и др.);
4)  Комплексные средства обучения – учебник, учебные фонограммы, фильмы, программы ЭВМ и другие технические средства.
Е.Н.Соловова понимает под средствами обучения все то, что оказывает помощь в процессе изучения/обучения иностранному языку в классе и дома. Эти средства, по ее мнению, могут быть:
·  обязательными (основными) и вспомогательными;
·  ориентированными на ученика и на учителя;
·  техническими и нетехническими.
К основным средствам обучения данный автор относит учебно-методический комплекс (УМК), замечая, что  это должен быть именно УМК, а не просто учебник. «Если речь идет о формировании коммуникативной компетенции на уровне порогового владения иностранным языком, а не просто об умении читать, что-то говорить и немного писать на иностранном языке, - объясняет методист, - то одного учебника будет явно недостаточно».
В структуре УМК выделяют две подсистемы – подсистему учителя и подсистему ученика.
К подсистеме учителя относятся:
·                        Государственный образовательный стандарт.  В настоящее время действует ФГОС – 2 (второго поколения), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.   Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность  требований, обязательных при реализации ООП ООО образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Данный документ можно найти на сайте Минобрнауки. Каждый учитель должен быть хорошо осведомлен о его содержании.
·                        Образовательный стандарт по языку. Это документ, являющийся описание лингвометодическим описанием целей и содержания изучения иностранного языка в рамках определенного профиля обучения – дошкольного, школьного, подготовительного, вузовского, послевузовского, курсового. Стандарт характеризует структурную организацию такого обучения с выделением языкового и речевого материала, сфер общения, коммуникативных задач, решение которых достигается средствами изучаемого языка.
Применительно к предмету «Иностранный язык» - это минимум содержания по данной дисциплине, усвоение которого позволяет учащимся получить среднее образование и продолжить обучение в высшей школе. Образовательный стандарт по иностранному языку содержит лингводидактическое описание:
-     конечных целей обучения;
-     содержания обучения;
-     тем, сфер, ситуаций общения, в рамках которых учащийся должен уметь ориентироваться в ходе общения и реализовать свои коммуникативный намерения;
-     образцов текстов для определения уровня владения языком.
·                        Программа по иностранному языку. Примерные программы по иностранному языку для начальной школы, основной школы и старшей школы  можно найти на  http://standart.edu.ru/. Ниже приводится выдержка из Примерной программы по иностранному языку для основной школы в соответствии с ФГОС-2.

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Общая характеристика программы для Основной школы:
Примерная программа по иностранному языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования. Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Рабочие программы, составленные на основе примерной программы, могут использоваться в учебных заведениях разного профиля и разной специализации.
·     Книга для учителя. Это, как правило, методические рекомендации, которые содержат основные методические положения, принципы обучения, реализуемые в конкретном УМК, а также поурочное планирование с перечислением целей, задач урока, содержанием основных этапов урока и методических рекомендаций по их проведению.
·     Методическая литература, которая знакомит учителя с существующим опытом обучения иностранному языку, например журнал «Иностранный языки в школе».
·     Справочная и научная литература, методические материалы (например, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование и т.д.).
В подсистему ученика входят:
·     Учебник (книга для учащихся). Учебник – это основное средство обучения для учеников. Содержит языковой материал, образцы устной и письменной речи. Основные требования к современному учебнику иностранного языка выражаются в следующем:
-     Системность и комплектность: использование определенной методической системы.
-     Необходимость учета уровня обученности и особенностей этапа обучения.
-     Преемственность материалов учебника: изучаемое языковое явление тренируется одновременно в различных пособиях комплекта (учебник, рабочая тетрадь, книга для чтения, аудиотекст и т.д.).
-     Учет особенностей родного языка, т.е. опора на явления, сходные в родном и изучаемом языке, а также дополнительная отработка в упражнениях тех языковых явлений, которые отсутствуют в родном языке или существенно отличаются от соответствующих явлений родного языка и могут стать причиной межъязыковой интерференции.
-     Научно обоснованный подход к отбору учебного материала для активного и рецептивного усвоения, а также текстового и речевого материала для различных целей усвоения.
-     Речевая направленность учебного материала: ориентация на формирование речевых умений, не исключая при этом работу по формированию и совершенствованию навыков.
-     Концентрическое и цикличное расположение учебных материалов. Цикличность предполагает использование отобранного языкового материала, сгруппированного в виде замкнутых циклов - концентров, что обеспечивает повторяемость языкового материала от цикла  циклу и способствует более тщательной тренировке. Концентризм предусматривает постепенное расширение и углубление введенного материала, что обеспечивает целостность и  преемственность обучения на разных его этапах. Так, после усвоения первого концентра (например, основного значения грамматической категории) учащиеся должны уметь участвовать в подлинно речевом общении в пределах ограниченного круга ситуаций и тем. В каждом последующем концентре предусматривается расширение материала на основе изученного и овладение новым.
·     Рабочая тетрадь (тетрадь на печатной основе).
·     Книга для чтения.
·     Аудиоматериалы.
·     Справочники (страноведческие, лингвострановедческие) и др.
Действующий учебник должен быть включен в Федеральный перечень учебников, который  состоит из трёх частей:
 1 часть - учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы;
2 часть - учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;
3 часть - учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.
Каждая часть состоит из 3 разделов: начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование. Разделы состоят из подразделов по наименованию предметных областей. 
К вспомогательным средствам обучения Е.Н Соловова относит различные учебные пособия, как профессионально изданные, так и составленные самими учителями. Это могут быть:
-  другие УМК, которые используются лишь частично;
-  специальные учебные пособия для развития конкретных видов речевой деятельности;
-  книги для чтения;
-  разнообразные видео- и аудиоматериалы;
-  сборники языковых и речевых игр для различных этапов обучения;
-  компьютерные программы,
- таблицы и схемы;
-  карточки;
-  картинки;
-  музыка и песни;
- рифмовки и стихи, т.е. все то, что разумно дополняет и компенсирует определенные недостатки базового УМК.
Технические средства обучения (ТСО) – это аппаратура и технические устройства, используемые в педагогическом процессе и самообразовании для передачи и хранения учебной информации, контроля за ходом её усвоения, формирования и закрепления знаний, навыков и умений. Широкое применение ТСО обусловлено качественными изменениями в сфере иноязычного образования, потребностью в интенсификации учебного процесса, его индивидуализации и надежности обучения в условиях массовой аудитории. Следует разграничивать ТСО (аппаратура) и аудиовизуальные средства обучения.
ТСО (аппаратура) подразделяются на:
Звуко-технические
Свето-технические
Звукосвето-технические
Средства программированного обучения
Магнитофон
Кассетный плейер (Walkman)
Радиоприемник
Проигрыватель компакт-дисков,
Мобильный телефон
Диктофон
Диапроектор
Фильмоскоп
Эпипроектор
Фотоаппарат
Цифровая камера
Кодоскоп
Портативный сканер
Кинопроектор
Оборудование для домашнего кинотеатра
Видеомагнитфон
Видеокамера
Телевизор

Компьютер
Ноутбук
ИКТ
Аудиовизуальные средства обучения  - это пособия, рассчитанные на зрительное, слуховое, либо зрительно-слуховое восприятие заключенной в ней информации. С учетом канала поступления информации аудиовизуальные средства обучения принято подразделять на слуховые (фонограммы), зрительные (видеограммы), зрительные (видеофонограммы), которые, в свою очередь, включают:
Фонограммы
Видеограммы
Видеофонограммы
Магнитные записи
Радиопередачи
Натуральные: предметы, действия.
Художественно-изобразительные: учебные рисунки, репродукции с произведений живописи, слайды, фотографии, географические карты;
Графические: таблицы, схемы и др.
Кинофильмы, видеофильмы, телепередачи,
компьютерные программы
Перечисленные в таблице аудиовизуальные средства могут быть:
·                        учебными – содержать методически обработанный материал, специально предназначенный для овладения языком;
·                        неучебными – привлекаемыми в качестве учебных материалов, но изначально таковыми не являющимися.
Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса по иностранному языку
В условиях современного ФГОС разработаны новые требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса. В отличие от традиционного перечня средств обучения и учебного оборудования по иностранному языку современные рекомендации ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников. Приоритет личностно-ориентированного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса учебных и предметных умений, владение способами деятельности, формирующими познавательную и коммуникативную компетенции предполагает новый взгляд на материально-техническое обеспечение, которое должно быть достаточным для эффективного решения поставленных задач. Это вызвано также и тем, что в условиях модернизации школьного образования существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в  том числе тексты, комплекты иллюстраций, карты, таблицы, все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, предполагают комплексное использование и направлены на создание эффективной обучающей среды. Современные материально-технические средства должны способствовать переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносу акцента на формирование культуры учащегося и развитие умений работать с различными типами информации и её источников.
Средоточием образовательных ресурсов по предмету «Иностранный язык» в общеобразовательном учреждении является кабинет иностранного языка, который является элементом общего материально-технического оснащения данного учреждения. Помещение кабинета иностранного языка должно быть оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования лингафонных устройств, компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения
Ниже в таблице приводится перечень рекомендуемых объектов и средств материально-технического обеспечения кабинета иностранного языка. Настоящие рекомендации могут быть дополнены и уточнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения,  в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, видеотеки и т.д.
п/п
Наименование объектов и средств обучения
1.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Стандарт общего (основного, среднего полного базовый уровень, среднего  полного профильный уровень) образования по иностранному языку.

Примерная программа основного общего (среднего полного) образования по иностранному языку

Учебно-методические комплекты (учебники, рабочие тетради и др.) по иностранному языку, рекомендованные и допущенные МО РФ

Книги для чтения на иностранном языке

Элективные курсы

Пособия по страноведению

Контрольно-измерительные материалы по ИЯ
Двуязычные словари
Толковые словари

Авторские рабочие программы и УМК, которые используются для изучения ИЯ
2.
Печатные пособия

Алфавит (настенная таблица)

Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала

Портреты писателей и выдающихся деятелей культуры страны изучаемого языка

Карты на иностранном языке страны изучаемого языка, России

Флаги страны изучаемого языка, России

Набор фотографий (иллюстраций) с изображением ландшафта, городов, отдельных достопримечательностей страны изучаемого языка
3.
Информационно-коммуникативные средства

Электронные учебники, мультимедийные обучающие программы по ИЯ

Компьютерные словари

Игровые компьютерные программы по ИЯ
4.
Экранно-звуковые пособия (при наличии компьютера могут быть представлены в цифровом виде)

Аудиозаписи к УМК для изучения ИЯ

Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте для разных ступеней обучения

Слайды, диапозитивы, соответствующие тематике
5.
Технические средства обучения

Мультимедийный проектор

Принтер лазерный с запасным картриджем

Копировальный аппарат

Сканер

Видеомагнитофон

Аудиоцентр

Телевизор

Лингафонные устройства (лингафонный кабинет)

Диапроектор

Мультимедийный проектор
6.
Учебно-практическое оборудование

Классная доска с магнитной поверхностью

Экспозиционный экран

Интерактивная доска
Современные  УМК по иностранным языкам
В условиях вариативности и расширения академических свобод, многообразия подходов, концепций, теорий и технологий обучения и воспитания возникает проблема оценки качества и эффективности учебно-методических комплектов по предмету «Иностранный язык».
В настоящее время создано много новых альтернативных учебников по иностранным языкам, построенных на принципиально новых теоретических основах с учетом современных достижений в методике и смежных науках. Задача учителя уметь хорошо ориентироваться в этом изобилии учебников и учебных пособий. Учебно-методические комплекты нового поколения должны стать не просто носителем учебной информации, но помогать учителю и ученику сориентироваться в ее неограниченном потоке, формировать навыки познавательной деятельности.
Представим один из действующих  в современной школе УМК «Английский в фокусе» (SPOTLIGHT), который является совместным проектом российского издательства “Просвещение” и британского издательства “Express Publishing”. Он создан на основе Примерных программ по иностранному языку с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по иностранному языку, а также в соответствии с Европейскими стандартами в области изучения иностранных языков, что является отличительной особенностью УМК.
УМК «Английский в фокусе» (авторы: Н.И.Быкова, Дж. Дули, З.Д. Поспелова, В. Эванс) включает серию учебников «Английский в фокусе» (Spotlight) для 2-11 классов общеобразовательных учреждений и состоит из следующих компонентов:
-     учебник;
-     рабочая тетрадь;
-     языковый портфель;
-     книга для учителя;
-     контрольные задания;
-     дидактические  карточки и плакаты;
-     аудиокассеты (СD) для работы в классе;
-     аудиокассета (СD) для самостоятельной работы дома;
-     видеокассета;
-     Интернет-страница курса (www.spotlightonrussia.ru).
 Рассмотрим подробнее Книгу для учителя и учебник в качестве основных компоненты УМК.
 В Книге для учителя раскрывается где, когда, какой из компонентов используется для решения какой конкретной задачи в той или иной «точке» учебно-воспитательного процесса. В структуру Книги для учителя входит: вводная часть, почетвертное и поурочное планирование, приложение. Учитель должен внимательно изучить вводную часть и усвоить основные положения, на которых рекомендуется строить обучение в данном классе; соотнести их с общими методическими рекомендациями программы, выяснить состав УМК для данного класса и проверить, все ли у него есть, чего не хватает и что нужно срочно приобрести. Что касается распределения материала по урокам, то авторы УМК высказывают пожелания, чтобы учитель придерживался его и без необходимости не нарушал. В отношении приемов работы по овладению учащимися учебным материалом и формированию требуемых навыков и умений учитель может и должен творчески подходить к рекомендациям авторов книги, не нарушая системы, на которой построен УМК.
Подходить творчески означает находить наилучший вариант решения поставленной задачи в конкретных условиях, исходя из индивидуальности учителя, его личностных свойств, стиля деятельности, способностей, черт характера, методической культуры, знаний о составляющих учебный процесс, опыта, профессиональных умений; состава и особенностей группы, инициативности каждого  и коллектива в целом, наличия сильных, средних, слабых учащихся, того, что они знают, могут и умеют по иностранному языку, исходя из мотивации изучения иностранного языка: высокой, средней, низкой; того, что группа в целом больше любит: слушать иноязычную речь, говорить, читать, писать на иностранном языке; того, что труднее дается: понимание речи на слух, связное высказывание, беседа, чтение, письмо; уровня общего развития учащихся группы, круга их интересов и увлечений; материально-технической базы, которая есть в школе и того, что имеет учитель в своем распоряжении.
Книга для учителя очерчивает общие подходы к организации и проведению учебно-воспитательного процесса, если не в идеальных условиях, то, по крайней мере, приближающихся к таковым. Талантливый учитель, пользуясь материалом учебника и другими вспомогательными средствами, обеспечивает высокий уровень владения иностранным языком каждому учащемуся. Необходимо творчески подходить к содержанию Книги для учителя, делать все возможное, чтобы вдохнуть жизнь в ее рекомендации, как бы пропустить их через себя и сделать обучение увлекательным и интересным, прежде всего, за счет учета конкретных условий, вовлечения каждого в активную работу на уроке путем эффективного использования основных и вспомогательных средств обучения. Книга для учителя призвана помогать учителю, полнее раскрывать возможности УМК и способствовать повышению его профессионального мастерства и, в первую очередь, методической грамотности.
Книга для учащегося (учебник). Если представить себе учебно-воспитательный процесс как взаимодействие учителя и учащихся, осуществляемое с помощью и на основе учебника как основного средства обучения, то последний следует рассматривать как одно из важных средств управления этой деятельностью (И.Л. Бим).
В дидактическом плане внимание обращается на 4 основные группы требований, связанных с ведущими функциями, которые должен выполнять учебник:
1) соответствие потребностям педагогического процесса (учет программных требований, закономерностей усвоения знаний, управление процессом усвоения, взаимодействие всех компонентов УМК);
2) целенаправленность (ориентация на цель, выделение пороговых уровней владения языком, целостность элементов учебника);
3) ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные возможности и уровень обученности учащихся, создание оптимальных условий для самостоятельной работы, разнообразие приемов работы и видов учебной деятельности);
4) мотивация (стимулирование познавательной активности), проблемность изложения, личностная значимость учебного материала и учет коммуникативных потребностей обучаемых, масштабное использование средств оформления учебника).
Книга для учащихся (учебник) содержит все, что необходимо для достижения целей: тексты, упражнения, правила-инструкции, схемы, таблицы, иллюстрации, выполняющие различное дидактическое назначение, опоры для понимания, стимулы для высказывания. Она призвана обеспечивать самостоятельную работу на уроке и во внеурочное время. С учебником учащийся работает больше всего, а поэтому он хорошо должен его знать: как он построен, где что расположено, как им пользоваться. Для этого рекомендуется на первом уроке проводить «путешествие по учебнику». Учитель должен сообщить учащимся, чему они научатся в предстоящем году, что нового их ожидает в работе по языку, с какими другими компонентами они будут работать.
Современный  учитель использует учебник и Книгу для учителя не как догму, а как рекомендуемую модель. Он берёт за основу рекомендации авторов и планирует свою работу, исходя из потребностей своего класса, из своих  возможностей, интересов и способностей. Он работает, опираясь на учебник и книгу для учителя, дополняя, расширяя и углубляя их, как бы вступая в творческое сотрудничество с авторами учебника.
В настоящее имеется большой выбор УМК с учетом различных моделей обучения. При выборе базового курса учитель руководствуется различными критериями, но ведущими, по мнению Е.Н.Солововой,  должны быть следующие:
·         является ли этот курс полным учебно-методическим комплектом (УМК) или к нему необходимо подбирать/составлять недостающие компоненты;
·        соответствует ли данный курс требованиям отечественных федеральных/региональных программ по ИЯ;
·        соответствует ли этот курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям;
·        развивает ли этот курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и социокультурные умения в различных видах речевой деятельности;
·        обеспечивают ли материалы хорошие модели для использования естественного языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление;
·        доступен ли данный курс учителю и ученикам.
В связи с тем, что никакое пособие не в состоянии предусмотреть бесконечное разнообразие условий, в которых будут осуществляться данные в пособии рекомендации, их выбор предоставляется самому учителю, что неизбежно влечет за собой многообразие вариантов урока. Отношение к компонентам УМК может служить одним из показателей уровня квалификации и педагогической культуры учителя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий