ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»
Давайте
обсудим:
1. Как
вы думаете, для чего дисциплина
«Методика обучения иностранным языкам»
включена в учебный план образовательной
программы, по которой вы обучаетесь?
2. Чем,
по-вашему, отличается эта дисциплина от тех, которые вы уже изучили,
изучаете или будете изучать?
3. Насколько
важно изучение этой дисциплины для специалиста, который достаточно хорошо
владеет иностранным языком?
4. Как
вы думаете, равнозначны ли понятия «знать методику обучения» и «владеть
методикой обучения»?
Вступление
Современная школа испытывает огромную потребность в
высококвалифицированных учителях, компетентных профессионалах, способных решать сложнейшие задачи, связанные
с инновационным развитием всей системы образования. Профессиональная компетентность учителя – есть интегральная
характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные
проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной
деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта,
ценностей и наклонностей (Т.П.Сальникова).
Педагогические
технологии: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.П.Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
– 128 с.
Профессиональная компетентность учителя иностранного
языка в силу специфики предмета «Иностранный язык», несколько отличается от
профессиональной компетентности других учителей-предметников. В области
преподавания иностранных языков школе нужны не просто учителя, владеющие
иностранным языком, поскольку в преподавании иностранного языка учитель в
качестве главных решает задачи обучения общению, коммуникации средствами
иностранного языка, поэтому его целеполагающая деятельность носит коммуникативно-обучающий характер. Компетентный учитель иностранного языка – это
такой специалист, который обладает готовностью к творческой реализации коммуникативно-обучающей деятельности в
реальном педагогическом общении.
Коммуникативно-обучающая компетенция учителя
иностранного языка имеет сложную структуру. Основными её компонентами являются:
1) Коммуникативная компетенция; 2) Теоретико-лингвистическая компетенция; 3)
Методическая компетенция. В свою очередь, каждая из перечисленных компетенций
включает целый набор других компетенций. Например, в составе коммуникативной
компетенции выделяются: языковая, социолингвистическая, дискурсивная,
социокультурная, межкультурная, социальная и др. Коммуникативная компетенция, в
целом, обеспечивает владение иностранным
языком на определенном уровне. Однако известно, что практическое владение
иностранным языком даже на самом высоком уровне еще не обеспечивают учителю
полного успеха в обучающей деятельности. Профессиональный стандарт педагога
требует для реализации обучающей деятельности, а также педагогической
деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования знания
основ методики преподавания предмета как одной
из общетеоретических дисциплин (наряду с педагогикой, психологией,
возрастной физиологией, школьной гигиеной)
в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и
организационно-управленческих задач. Следовательно, важное место в подготовке студентов - будущих
учителей иностранного языка занимает формирование методической компетенции.
Структура методической компетенции сложна и
многопланова. Она включает в себя интегративный синтез дидактических,
психолого-педагогических, лингвистических знаний, а также целый ряд
интеллектуальных и практических умений и навыков. Заданными требованиями
(нормами) этого вида компетенции выступают комплексные умения учителя выполнять
в своей обучающей деятельности такие операционно-структурные функции (т.е. виды
деятельности), как коммуникативную, конструктивно-планирующую, организаторскую
и гностическую. Методическая подготовка
учителя-профессионала предполагает также владение исследовательской и креативной
комптенциями, позволяющими
решать сложные профессионально-методические задачи на репродуктивно-творческом
и творческом уровнях в различных типах образовательных учреждений.
Дисциплина «Методика обучения иностранным языкам», к изучению которой вы
приступаете, в качестве главного
результата предполагает формирование у студентов - будущих учителей
иностранного языка методической компетенции как неотъемлемой части их
коммуникативно-обучающей способности на уровне,
обеспечивающем готовность студента к производственной педагогической практике в
образовательных учреждениях различного типа.
Для достижения такого результата в ходе изучения курса «Методика преподавания ИЯ» предполагается
создание благоприятных условий для решения следующих задач:
·
Раскрыть теоретические
основы методики обучения ИЯ (иностранных
языков) на этой базе сформировать у будущих учителей фундамент методологической
культуры, необходимый для корректного использования теоретических познаний при
решении вопросов, относящихся к практике преподавания.
·
ознакомить
студентов с основными направлениями в истории развития отечественной и
зарубежной методики обучения ИЯ и современными технологиями обучения
иностранных языков в школе и других образовательных учреждениях;
·
формирование у
студентов способности критического
мышления при оценке различных, принятых в отечественной и зарубежной практике,
подходов и методов обучения иностранному языку как средству межкультурного
общения;
·
формирование у будущих
учителей иностранных языков базовых умений профессионально-коммуникативной
компетенции как интегративной способности решения многообразных методических
задач в соответствии с конкретными
условиями обучения на репродуктивно-творческом и творческом уровнях;
·
развитие
творческого методического мышления и методической рефлексии в процессе
моделирования воображаемых и реальных педагогических ситуаций с учетом
конкретных условий обучения: трудностей усваиваемого учебного материала,
возрастных и индивидуальных особенностей школьников, уровня обученности,
этапа обучения и типа образовательного учреждения и др.;
·
совершенствование
навыков ведения исследовательской работы в процессе поиска информации на основе
печатных и электронных носителей, эффективной работы с научной литературой,
применения различных креативных техник переработки и осмысления информации:
техники критического чтения, картирования мыслительных процессов, применения
знаково-символической наглядности и др.;
·
развитие
креативной направленности личности будущего учителя посредством создания
благоприятных условий для успешной самореализации в различных ситуациях
профессионально-педагогического сотрудничества в устной и письменной
коммуникации;
Известно, что успех деятельности зависит от качества
её целеполагания – формулирования целей как планируемого результата. Чем
сложнее цель, тем многочисленнее перечень задач, которые необходимо решить на
пути достижения цели. Умение целеполагания, т.е. умение ставить цели, разделить
их на общие и второстепенные, выстраивать их в нужной иерархии и пр., является
важнейшим профессиональным умением. Существует много техник целеполагания. Одна
из них называется «Дерево целей».
Дерево целей
– это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная
по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы,
плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей
подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Этот метод
широко применяется для прогнозирования возможных направлений развития науки,
техники, технологий, а также для составления личных целей, профессиональных,
целей любой деятельности или организации.
Задание:
Составьте дерево целей изучения дисциплины «Методика обучения иностранному
языку» в том виде, как вы представляете его в настоящий момент, опираясь на
свои ожидания и тот перечень задач, с которым вы познакомились в ходе данной
лекции. При изображении дерева за основу вы можете использовать предлагаемые
ниже варианты, или свой собственный креативный вариант. Будьте готовы
представить и прокомментировать своё дерево перед аудиторией. Задание можно
выполнять рабочими группами численностью
3-4 человека.
В заключение заслушиваются несколько вариантов
целеполагания. Организуется рефлексия, в процессе которой студенты дают свою
оценку выступлениям, делают вывод о том, что из услышанного и увиденного они
хотели ли бы перенять в собственный опыт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий