Ведение глоссария
преследует
несколько целей:
1. Развитие навыков самообразования, умения работы с
учебниками, Интернетом, справочной литературой.
2.Повышение теоретической подготовки для решения практических задач.
3.Совершенствование поискового стиля мышления.
4.Формирование методологической культуры будущего учителя-исследователя.
Составление глоссария и его оценка
Самостоятельное составление глоссария освобождает аудиторное занятие от диктовки преподавателем терминов, определений, формулировок и переносит акцент на разъяснение учебного материала, а не на конспектирование, отвлекающего студентов от понимания излагаемого материала, что так же направлено на формирования общих и профессиональных компетенций.
По результатам работы с глоссарием на семинарских
занятиях проводится экспресс-тестирование, ориентированное на проверку объема
усвоения теоретических знаний, овладение категориальным аппаратом изучаемой
науки. При ведении глоссария необходимо соблюдать следующие правила:
1. Глоссарий должен быть оформлен специальным
документом в электронном виде или на бумажном носителе.
2. Первая страница документа – титульный лист, в
верхнем правом углу указывается номер группы, фамилия, имя студента, а по
центру наименование дисциплины и само название документа «ГЛОССАРИЙ».
3.На второй странице глоссария размещается таблица, в
которой указываются номер теста и тема,
по которой проводится экспресс- тестирование, а также оценка, полученная
в результате тестирования (Таблица 1).
Таблица 1. Результаты тестирования
№
теста
|
Тема
|
№№
терминов
|
Оценка
|
1.
|
Языковое
образование на современном этапе общественного развития.
|
1-7
|
5
|
2.
|
Методика
обучения иностранным языкам как наука
|
8-18
|
|
3.
|
Лингвистические основы МОИЯ
|
19-27
|
4.Третья
и последующие страницы глоссария разлиновываются на столбцы (номер термина;
термин; определение; самооценка). Студент должен включить в глоссарий все
термины (и их определения), имеющиеся в планах лекций и семинарских занятий.
Графа «Самооценка» нужна для самоконтроля степени усвоения понятий при
подготовке к семинарскому занятию и собеседованию.
Таблица
2. Пример заполнения глоссария
№ п/п
|
Термин
|
Определение
|
Само
оценка
|
|||
Тема
1. Современное иноязычное образование
|
||||||
1
|
Антропоцентрический
принцип ЯО
|
|||||
2
|
Моделирование
образования как «диалога культур»
|
|||||
3
|
Владение ИЯ
|
|||||
Тема 2: Методика обучения
иностранным языкам как наука
|
||||||
8
|
Методика обучения иностранным
языка (МОИЯ)
|
Система знаний о закономерностях процесса обучения
ИЯ, о путях, способах, приемах воздействия на него с целью управления им.
|
||||
9
|
Теоретические основы МОИЯ
|
Знания широкого круга
наук, с которыми методика имеет тесную связь.
|
||||
Работа
с глоссарием позволяет студенту подготовиться к выполнению заданий семинарских
занятий, а также к экспресс-тестированию и текущей и промежуточной
аттестации по дисциплине. Число терминов
и их определений по дисциплине «Методика обучения иностранным языкам» велико. Например, Модуль "Теоретические основы методики обучения ИЯ" включает 100
наименований, поэтому студентам разрешается
использовать свой глоссарий на зачетных мероприятиях.
Контроль
знания глоссария осуществляется в нескольких направлениях:
1. В
форме самоконтроля, который проводит студент при подготовке к семинарскому
занятию.
2. В
форме текущего контроля, а именно экспресс-тестирования, который осуществляется
на занятии в течение не более 10 минут. Оценка происходит в ходе коллективного
или взаимоконтроля. Результаты тестирования заносятся в таблицу (Таблица 1) самим
студентом.
3. В
форме промежуточного контроля по прохождении определенной дозы учебного
материала. Этот контроль проходит в форме устного опроса. Известно, что записать
определение – это одно, а воспроизвести его – это совсем другое, требуется
понимание смысла определения. Результаты промежуточного контроля отражаются в
так называемой «шахматке», которая помещается на предпоследней странице глоссария
(Таблица 3). Сюда в соответствии с
рассмотренными понятиями, вносятся оценки, полученные во время устного
контроля, что позволяет студенту увидеть и проанализировать свой уровень
подготовки по изучаемой дисциплине.
Таблица
3. Результаты промежуточного контроля.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
0
|
|||||||||
10
|
|||||||||
20
|
|||||||||
30
|
|||||||||
40
|
|||||||||
50
|
|||||||||
60
|
|||||||||
70
|
|||||||||
80
|
|||||||||
90
|
|||||||||
100
|
Общая
оценка за ведение глоссария учитывается во время промежуточной аттестации и
составляет 10% от общего веса
показателей за дисциплину. Она высчитывается как среднее арифметическое
следующих величин:
·
оценка за экспресс-тестирование 10
баллов;
·
оценка за устный опрос – 10 баллов;
·
аккуратность ведения глоссария – 5
баллов;
·
регулярность ведения записей – 5 баллов.
Модуль:
Теоретические основы методики обучения ИЯ
Тема
1. Современное иноязычное образование
1. Антропоцентрический
принцип языкового образования;
2. Моделирование
образования как «диалога культур»;
3. Владение
иностранным языком;
4. Языковая
личность;
5. Языковая
картина мира;
6. Открытость
системы языкового образования;
7. Гуманизация
и гуманитаризация языкового образования.
Тема
2. Методика обучения ИЯ как наука
8. Методика
обучения иностранным языкам (МОИЯ);
9. Теоретические
основы МОИЯ;
10. Базисные науки МОИЯ;
11. Смежные науки МОИЯ;
12. Объект исследования МОИЯ;
13. Предмет исследования МОИЯ;
14. Система обучения;
15. Метод (в широком и узком смыслах);
16. Подход;
17. Принцип;
18. Методы исследования МОИЯ.
Тема
3. Лингвистические основы методики обучения ИЯ
19.Лингвистика как наука;
20.Язык;
21.Единицы языка;
22.Речь;
23.Единица речи;
24.Языковой материал;
25.Структура;
26.Речевой образец;
27.Норма языка
Тема
4. Психолого-педагогические основы обучения ИЯ
28.Человек культуры
29. Репродуктивная учебная деятельность
30.Продуктивная учебная деятельность
31.Учебно-познавательная компетенция
32.Универсальное учебное действие
33.Учебная стратегия
34.Учебное умение
35.Иноязычная языковая способность
36.Иноязычная речевая способность
37.Фонологическая способность
38.Компетенция
39.Коммуникативная компетенция
40.Речевой
навык
41.Языковой навык
42.Этапы
формирования речевого навыка
43.Языковые
знания
44.Языковая компетенция
45.Речевая
деятельность
46.Этапы
реализации речевой деятельности.
47.Предметное
содержание речевой деятельности
48.Психологические
механизмы речевой деятельности
49.Речевое
умение
50.Речевая компетенция
Комментариев нет:
Отправить комментарий