Принципы организации лекций
1.Снижение уровня информационного неравенства между преподавателем и студентом.
2.Актуализация личностного опыта обучаемых и опора на него в процессе
конструирования нового научного знания.
3.Вариативное
сочетание различных характеристик традиционной и активной лекции и их
комбинирование в формате автономной лекции.
4. Создание условий для обеспечения различных
видов и форм обратной связи в формате автономной лекции.
1.Снижение
уровня информационного неравенства между преподавателем и студентом происходит
за счет заблаговременного предоставления слушателям текста лекции. Это значит, что студенты не только
знакомятся с текстом лекции накануне лекционного занятия но работают с ним
лекционном занятии. Такая организация предполагает изменение деятельности
студента.
Во-первых, прочитав или же просто просмотрев текст лекции, он становится
если не на равных, то на определенном уровне информированным о предмете
разговора, который предстоит на лекции. Следовательно, во-вторых, во время лекции
он может задавать продуманные проблемные вопросы, более уверенно
вступать в дискуссию с преподавателем и с другими слушателями, которые обладают
аналогичной информацией. В-третьих,
имея перед собой текст лекции в электронном варианте (например, на планшете),
студент, слушая изложение лектора, может
одновременно обращаться к имеющейся версии за уточнениями, разъяснениями и т. п.,
как это происходит, например, во время видео-лекции с той лишь разницей, что
обратная связь с преподавателем осуществляется в режиме «здесь и сейчас». Если
у студента есть текст лекции на бумажной основе, то в ходе слушания он может делать в нем необходимые пометки в виде
выделения цветом, подчеркиваний, символов и т. д. В результате слушатель получает свою собственную редакцию
текста, которая ничуть не хуже традиционного конспекта. Не исключается также
составление собственно конспекта.
2.
В целях актуализации личностного опыта обучаемых и опоры на него в процессе
конструирования нового научного знания практически каждая лекция лекций
начинается с рубрики «Давайте обсудим»,
в которой предлагаются вопросы, побуждающие слушателей курса «Методика обучения
иностранным языкам» воспроизводить
хранящиеся в их памяти фрагменты собственного более чем десятилетнего
опыта реального учебного взаимодействия
с учителями, обладающими разным уровнем профессиональной компетенции в области
преподавания иностранного языка. На самом деле в процессе изучения иностранного
языка (как в школе, так и в вузе), студенты - будущие учителя, получили, как
правило, неосознанно богатый опыт общения с носителями методических знаний,
навыков и умений. Задача состоит в том, чтобы с помощью рефлексии мысленно
воспроизвести этот опыт, проанализировать его и описать с позиции научного
знания, привести его в соответствие с «современным видением качественного
образования».
3.
Вариативное сочетание различных характеристик традиционной и активной лекций и
их комбинирование в формате автономной лекции.
Внедрение
активных методов обучения привело к появлению новых лекционных форм, которые в
литературе относят к нетрадиционным лекциям. К их числу относят: лекцию
визуализацию, проблемную лекцию, лекцию-пресс конференцию, лекцию-провокацию,
лекцию-беседу, лекцию-консультацию некоторые другие. Считается, что эти виды
«активной» лекции позволяют значительно повысить творческий потенциал
аудитории, побуждают слушателей к интенсивной интеллектуально-познавательной и
практической деятельности по овладению учебным материалом.
4.
Создание условий для обеспечения различных видов и форм обратной связи.
Под
обратной связью в педагогической литературе понимаются «одна из функций
контроля, которая заключается в получении информации об уровне обученности
учащегося .
Выделяют
несколько видов обратной связи, по которым проходит информация о ходе процесса
и результатах научения:
1)
Связи, идущие от обучаемого к обучающему
и от него - к обучаемому (внешняя
обратная связь).
2)
Связи идущие от обучаемого к нему самому (внутренняя обратная связь). Имеется в
виду внутренний канал связи обучаемого с самим собой .
3)
Связи, идущие от обучаемого (обучаемых) к обучаемым (обучаемому), которые
предполагают оценочную реакцию учащихся на действия товарищей по группе. Здесь
к упомянутым выше добавляется связь между
обучаемыми одной группы.
Обратная
связь, таким образом, определяется как «замечания, исправления, комментарии и
различного рода информация, которую получают учащиеся от учителя или товарищей
по группе в виде языкового поведения как оценочной реакции на свой ответ или выполнения того или иного
задания» .
Существуют
выработанные приемы обеспечения обратной связи на лекции. Среди них можно
выделить следующие:
1.
Вопросо-ответный блиц.
2.
Оперативное мини-тестирование и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий