вторник, 21 февраля 2017 г.

Лекции

Принципы организации лекций
1.Снижение уровня информационного неравенства между преподавателем и студентом.
2.Актуализация личностного опыта обучаемых и опора на него в процессе конструирования нового                                                                                 научного знания.
3.Вариативное сочетание различных характеристик традиционной и активной лекции и их комбинирование в формате автономной лекции.
4.  Создание условий для обеспечения различных видов и форм обратной связи в формате автономной лекции.

1.Снижение уровня информационного неравенства между преподавателем и студентом происходит за счет заблаговременного предоставления слушателям текста лекцииЭто значит, что студенты не только знакомятся с текстом лекции накануне лекционного занятия но работают с ним лекционном занятии. Такая организация предполагает изменение деятельности студента.
Во-первых, прочитав или же просто просмотрев текст лекции, он становится если не на равных, то на определенном уровне информированным о предмете разговора, который предстоит на лекции. Следовательно, во-вторых, во время лекции  он может задавать продуманные проблемные вопросы, более уверенно вступать в дискуссию с преподавателем и с другими слушателями, которые обладают аналогичной информацией. В-третьих, имея перед собой текст лекции в электронном варианте (например, на планшете), студент, слушая изложение лектора,  может одновременно обращаться к имеющейся версии за уточнениями, разъяснениями и т. п., как это происходит, например, во время видео-лекции с той лишь разницей, что обратная связь с преподавателем осуществляется в режиме «здесь и сейчас». Если у студента есть текст лекции на бумажной основе, то в ходе слушания он может  делать в нем необходимые пометки в виде выделения цветом, подчеркиваний, символов и т. д. В результате  слушатель получает свою собственную редакцию текста, которая ничуть не хуже традиционного конспекта. Не исключается также составление собственно конспекта.
2. В целях актуализации личностного опыта обучаемых и опоры на него в процессе конструирования нового научного знания практически каждая лекция лекций начинается  с рубрики «Давайте обсудим», в которой предлагаются вопросы, побуждающие слушателей курса «Методика обучения иностранным языкам» воспроизводить  хранящиеся в их памяти фрагменты собственного более чем десятилетнего опыта  реального учебного взаимодействия с учителями, обладающими разным уровнем профессиональной компетенции в области преподавания иностранного языка. На самом деле в процессе изучения иностранного языка (как в школе, так и в вузе), студенты - будущие учителя, получили, как правило, неосознанно богатый опыт общения с носителями методических знаний, навыков и умений. Задача состоит в том, чтобы с помощью рефлексии мысленно воспроизвести этот опыт, проанализировать его и описать с позиции научного знания, привести его в соответствие с «современным видением качественного образования».
3. Вариативное сочетание различных характеристик традиционной и активной лекций и их комбинирование в формате автономной лекции.
Внедрение активных методов обучения привело к появлению новых лекционных форм, которые в литературе относят к нетрадиционным лекциям. К их числу относят: лекцию визуализацию, проблемную лекцию, лекцию-пресс конференцию, лекцию-провокацию, лекцию-беседу, лекцию-консультацию некоторые другие. Считается, что эти виды «активной» лекции позволяют значительно повысить творческий потенциал аудитории, побуждают слушателей к интенсивной интеллектуально-познавательной и практической деятельности по овладению учебным материалом.
4. Создание условий для обеспечения различных видов и форм обратной связи.
Под обратной связью в педагогической литературе понимаются «одна из функций контроля, которая заключается в получении информации об уровне обученности учащегося .
Выделяют несколько видов обратной связи, по которым проходит информация о ходе процесса и результатах научения:
1) Связи,  идущие от обучаемого к обучающему и от него - к обучаемому (внешняя  обратная связь).
2) Связи идущие от обучаемого к нему самому (внутренняя обратная связь). Имеется в виду внутренний канал связи обучаемого с самим собой .
3) Связи, идущие от обучаемого (обучаемых) к обучаемым (обучаемому), которые предполагают оценочную реакцию учащихся на действия товарищей по группе. Здесь к упомянутым выше добавляется связь между  обучаемыми  одной группы.
Обратная связь, таким образом, определяется как «замечания, исправления, комментарии и различного рода информация, которую получают учащиеся от учителя или товарищей по группе в виде языкового поведения как оценочной реакции на свой         ответ или выполнения того или иного задания» .
Существуют выработанные приемы обеспечения обратной связи на лекции. Среди них можно выделить следующие:
1. Вопросо-ответный блиц.
2. Оперативное мини-тестирование и др.

Комментариев нет:

Отправить комментарий